Мифы

Легенды и сказания древнего Рима


Судить о древнейшем периоде Римской мифологии чрезвычайно трудно, так как источники относятся к более позднему времени (1 в. до н.э. - 4 в. н.э.) и часто содержат ложные этимологии имен богов и интерпретации их функций. В науке долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определенных, индивидуализированных персонажах - в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческих книгах "Индигитаментах" перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения. Созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша. Рождения ребенка. Его первого крика, выходи на прогулку. Возвращения домой и т.д., имена которых образованы от названий отдельных актов. Утверждению такого мнения способствовали неопределенность пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них, в форме обращения к божеству - "бог или богиня", "муж или женщина"; использование в обращении к божеству добавления: и "или каким иным именем ты желаешь называться". Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь и др.), а различные обряды и ритуалы толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное в и нейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов в созданию мифологической системы. Предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные отношения. Из массы нумина исследователи выделяли только древнейшую триаду - Юпитера, Марса и Квирина. С которыми, однако, не связывали какие-либо мифы, появившиеся, по их мнению, лишь под влиянием этрусской и особенно греческой мифологии: греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Ваять статуи богов. Различать богов по их полу, возрасту. Функциям, положению в иерархии, воздавать им более сложный, чем примитивные магические обряды. Куульт. Ряд современных исследователей поставил под сомнение теорию нумина. П. Бойансе показал, что "Индигитаменты" были не народным творчеством, а созданием жрецов - понтификов (многие из них были юристами, а римским юристам свойственно крайняя детализация явлений и казусов); по его наблюдениям, термин "нумина" всегда употреблялся у римских авторов и в надписях как "воля", "сила", "величие", действие бога (а также сената, императора), и римляне всегда (и в древнейшее время) имели изображения богов (они в виде примитивных глиняных фигурок известны благодаря раскопкам уже с начала первого тыс. до н.э.). Засвидетельствованная иногда неопределенность пола и имени божеств обусловливалась неясностью, к кому из них следует обращаться в определенном случае (например, при землетрясении, так как не было известно, кто его вызывает), нежеланием жрецов из опасения злоупотреблений открыть подлинное имя бога, слияние божества одного пола с аналогичным и одноименным, но другого пола, почитавшимся в соседней общине. Наличие в Римской мифологии пар божеств объяснимо аналогиями с описанными В. Манхардтом крестьянскими обрядами, в которых духи растительности, весны, жатвы и т.д. могли изображаться мужчиной, женщиной или парами. Боги с отдельными мелкими функциями, как показал Г. Узенер, встречались у многих других народов (в частности, греков), и, следовательно, это не является какой-то спецификой римского сознания. Некоторые авторы предполагали существование у римлян примитивной мифологии, впоследствии заглохшей. Искали в далеком прошлом Рима порождавшие мифы верования, аналогичные верованиям стадиально близких примитивных народов, восходящих к индоевропейской мифологии общность, отражающую представление о трехчленной системе мифологических функций: религиозно-жреческой, военной и хозяйственной, и иерархические или конфликтные соотношения между богами.

По мнению Дюмезиля, специфика Римской мифологии состоит в том, что конфликты и гармония воспроизводятся на "героическом" уровне в римских легендах, то есть, переносятся из мира богов в мир героев: война Ромула (религиозно-жреческая функция) и его союзника Лукумона (военная функция) с Титом Тацием (хозяйственная функция), последовавший за ней мир и союз этих героев, а значит, всех необходимых обществу компонентов, отразившейся в предании о делении общества на три трибы - Рамнов (в честь Ромула), Луцеров (в честь Лукумона), Татиев (в честь Тита Тация). Дюмезиль интерпретирует большинство римских богов и богинь как причастных к одной из трех социальных функций и возводит к индоевропейской основе ряд римских обрядов (например, праздник в честь Матер Матуты) и легенд о древнейших римских героях (например, о поединке Горациев и Куриациев, о Муции Сцеволе, которого он сопоставляет со скандинавским Фрейром, о Горации Коклесе, сопоставляемом с Одином). Положения Дюмезиля, отвергшего мнение об антимифологичности римлян и показавшего, как под влиянием особых обстоятельств возникала Римская мифология - как отражение земного Рима в сфере небесной, несмотря не рад возражений, приняты многими современными учеными. Меньшую роль стали отводить этрусскому и даже греческому влиянию, подчеркивая самобытность римской религии, возникшей в результате синойкизма общин, ее политический характер, обусловленный особенностями римского государства как посредника между гражданами и богами.

На основе немногих дошедших источников (гимны коллегий Арвальских братьев и салиев, формулы, произносившиеся главой коллегии фециалов Патер Татратус при объявлении войны и заключении мира и союзов и др.), а также отдельных упоминаний у позднейших авторов допустимо полагать, что верования римлян в древнейший период были аналогичны стадиально близким верованиям других народов. Вероятно, существовал некогда миф о сотворении мира Янусом (оттесненным затем Юпитером), а также миф о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями и или богами. Значение культа дуба для римлян (как и для других италиков и для кельтов) подчеркивал Фрейзер, ссылаясь на связь дуба с Юпитером, с царями Альбы и Рима, воплощавшими дух дуба, с духом и нимфой Дуба Вирбием и Дианой, сочетавшимися сакральным браком, так же как царь Нума сочетался с близкой Диане Энарией в священном лесу.


"Мифы народов мира", мифологическая энциклопедия в двух томах, под ред. С.А. Токарева, М.: Советская энциклопедия, 1982; том II, стр. 380-384

Добавлено ок. 2006-2007 гг.


Комментарии посетителей

KLON

<--->    Из Киева

20 февраля 2012г. 17:21:42

блин мне надо миф о присхождении рима , а здесь его нету

Тиль

Ромул и Рем. Основание Рима.
Олежка, блин, из Киева, это что?

аноним

20 января 2012г. 16:44:35

нет ну я вас прошу дайте мне миф о возрождении мира древнего рима. почему на всех сайтах написано только определение что это такое, а не сами мифы.

Тиль

Ну вам и уроки задают.
Сам не нашёл в священном гугле...


Лучшее спасибо за предоставленный материал - ссылка на эту страницу с другого сайта:
<a href="http://ulenspiegel.od.ua/legendy-rima">Мифы Рима</a>
[url="http://ulenspiegel.od.ua/legendy-rima"]Мифы Рима[/url]

Назовитесь
желательно

Откуда вы

Ваш email
не публикуется

Код

просто капча

Ваш сайт

Сообщение


Обязательны к заполнению поля "сообщение" и "код"

Последние добавления:

  • А вот Америка...
    А вот Америка...

    Любимая фраза тупоголового ватного существа. А вот Америка тоже в Косово/Ирак/Афган/на Луну и Марс вторглась, никого при этом не спрашивая, наплевав на международное право. А вот Америка тоже врала когда бла-бла-бла. Да, вторглась, чё уж там. Врала о причинах вторжения, но не о факте. И вторгалась не раз. Но есть маленькая разница, ну как маленькая - большая...

  • «Если захочу, то могу взять Киев за две недели»
    «Если захочу, то могу взять Киев за две недели»

    1904 год. Русско-японская война. - Да мы этих макак узлом завяжем, все их ржавые железяки перетопим, в Токио войдем через месяц!!! 86 тысяч погибших, потопло и пленено два флота, погибла куча адмиралов, утерян Порт-Артур и половина Сахалина. 1914 год. Первая мировая война. - Да мы сейчас этих австрияков и германцев на штыки насадим! Через неделю будев в Вене, через две в Берлине!..

  • Еще одна «победа» Путина
    Еще одна «победа» Путина

    ...ультимативные требования России на момент, когда переговоры прервались: - отзыв иска Украины в Стокгольмский Арбитражный суд; - выплата полной суммы "задолженности"; - все дальнейшие расчёты - только по предоплате. В итоге, Украина, вообще, отказалась от российского газа в пользу реверсных поставок из Европы, а Россия была поставлена перед дилеммой: либо согласиться с позорным проигрышем, либо... назло маме уши отморозить.

25 октября 2014

у римо-католиков день памяти святых мучеников Криспина и Криспиана, покровителей сапожников

у православных память святых мучеников Прова, Тараха и Андроника

1817 г. - в Москве заложен храм Христа Спасителя

Мифы Рима

Древняя история римлян овеяна легендами. Самую широкую известность получила легенда об основателях Рима Ромуле и Реме. Её знал каждый ребёнок. Расскажем и мы несколько легенд этого народа, благодаря которому Европа приобщилась к эллинской культуре.

Раздел содержит произведения писателей Древнего Рима с элементами греческой и римской мифологий.

Случайный Афоризм

Нас увещевают: довольствуйтесь тем, что имеете, не желайте ничего лучшего, обуздывайте Ваше любопытство, смиряйте Ваш беспокойный дух. Это прекрасные поучения, но, если бы мы всегда следовали им, мы до сих пор питались бы желудями и спали под открытым небом.

Вольтер

Случайный Анекдот

Сидят апостолы, играют в кости. К ним подходит Иисус: - А мне можно с вами? - Ну, садись. Павел кидает -- у него 11. Петр кидает -- у него 12. Кидает Иисус -- у него выпадает 13. Петр: - Без чудес, Господи, на деньги играем!