Мифы

Легенды и сказания древнего Рима


Судить о древнейшем периоде Римской мифологии чрезвычайно трудно, так как источники относятся к более позднему времени (1 в. до н.э. - 4 в. н.э.) и часто содержат ложные этимологии имен богов и интерпретации их функций. В науке долгое время господствовало мнение о том, что у римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определенных, индивидуализированных персонажах - в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческих книгах "Индигитаментах" перечисляются божества посева, произрастания семян, цветения. Созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развития зародыша. Рождения ребенка. Его первого крика, выходи на прогулку. Возвращения домой и т.д., имена которых образованы от названий отдельных актов. Утверждению такого мнения способствовали неопределенность пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них, в форме обращения к божеству - "бог или богиня", "муж или женщина"; использование в обращении к божеству добавления: и "или каким иным именем ты желаешь называться". Свидетельство Варрона о том, что у римлян в древности существовали лишь символы богов (Юпитер - камень, Марс - копье, Веста - огонь и др.), а различные обряды и ритуалы толковались как действия, имевшие целью усилить благодетельное в и нейтрализовать губительное воздействие нумина, также служило обоснованием того, что само мировосприятие римлян препятствовало антропоморфизации богов в созданию мифологической системы. Предполагающей взаимосвязи между богами, их родственные и брачные отношения. Из массы нумина исследователи выделяли только древнейшую триаду - Юпитера, Марса и Квирина. С которыми, однако, не связывали какие-либо мифы, появившиеся, по их мнению, лишь под влиянием этрусской и особенно греческой мифологии: греки принесли в Рим своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, научили римлян строить храмы. Ваять статуи богов. Различать богов по их полу, возрасту. Функциям, положению в иерархии, воздавать им более сложный, чем примитивные магические обряды. Куульт. Ряд современных исследователей поставил под сомнение теорию нумина. П. Бойансе показал, что "Индигитаменты" были не народным творчеством, а созданием жрецов - понтификов (многие из них были юристами, а римским юристам свойственно крайняя детализация явлений и казусов); по его наблюдениям, термин "нумина" всегда употреблялся у римских авторов и в надписях как "воля", "сила", "величие", действие бога (а также сената, императора), и римляне всегда (и в древнейшее время) имели изображения богов (они в виде примитивных глиняных фигурок известны благодаря раскопкам уже с начала первого тыс. до н.э.). Засвидетельствованная иногда неопределенность пола и имени божеств обусловливалась неясностью, к кому из них следует обращаться в определенном случае (например, при землетрясении, так как не было известно, кто его вызывает), нежеланием жрецов из опасения злоупотреблений открыть подлинное имя бога, слияние божества одного пола с аналогичным и одноименным, но другого пола, почитавшимся в соседней общине. Наличие в Римской мифологии пар божеств объяснимо аналогиями с описанными В. Манхардтом крестьянскими обрядами, в которых духи растительности, весны, жатвы и т.д. могли изображаться мужчиной, женщиной или парами. Боги с отдельными мелкими функциями, как показал Г. Узенер, встречались у многих других народов (в частности, греков), и, следовательно, это не является какой-то спецификой римского сознания. Некоторые авторы предполагали существование у римлян примитивной мифологии, впоследствии заглохшей. Искали в далеком прошлом Рима порождавшие мифы верования, аналогичные верованиям стадиально близких примитивных народов, восходящих к индоевропейской мифологии общность, отражающую представление о трехчленной системе мифологических функций: религиозно-жреческой, военной и хозяйственной, и иерархические или конфликтные соотношения между богами.

По мнению Дюмезиля, специфика Римской мифологии состоит в том, что конфликты и гармония воспроизводятся на "героическом" уровне в римских легендах, то есть, переносятся из мира богов в мир героев: война Ромула (религиозно-жреческая функция) и его союзника Лукумона (военная функция) с Титом Тацием (хозяйственная функция), последовавший за ней мир и союз этих героев, а значит, всех необходимых обществу компонентов, отразившейся в предании о делении общества на три трибы - Рамнов (в честь Ромула), Луцеров (в честь Лукумона), Татиев (в честь Тита Тация). Дюмезиль интерпретирует большинство римских богов и богинь как причастных к одной из трех социальных функций и возводит к индоевропейской основе ряд римских обрядов (например, праздник в честь Матер Матуты) и легенд о древнейших римских героях (например, о поединке Горациев и Куриациев, о Муции Сцеволе, которого он сопоставляет со скандинавским Фрейром, о Горации Коклесе, сопоставляемом с Одином). Положения Дюмезиля, отвергшего мнение об антимифологичности римлян и показавшего, как под влиянием особых обстоятельств возникала Римская мифология - как отражение земного Рима в сфере небесной, несмотря не рад возражений, приняты многими современными учеными. Меньшую роль стали отводить этрусскому и даже греческому влиянию, подчеркивая самобытность римской религии, возникшей в результате синойкизма общин, ее политический характер, обусловленный особенностями римского государства как посредника между гражданами и богами.

На основе немногих дошедших источников (гимны коллегий Арвальских братьев и салиев, формулы, произносившиеся главой коллегии фециалов Патер Татратус при объявлении войны и заключении мира и союзов и др.), а также отдельных упоминаний у позднейших авторов допустимо полагать, что верования римлян в древнейший период были аналогичны стадиально близким верованиям других народов. Вероятно, существовал некогда миф о сотворении мира Янусом (оттесненным затем Юпитером), а также миф о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями и или богами. Значение культа дуба для римлян (как и для других италиков и для кельтов) подчеркивал Фрейзер, ссылаясь на связь дуба с Юпитером, с царями Альбы и Рима, воплощавшими дух дуба, с духом и нимфой Дуба Вирбием и Дианой, сочетавшимися сакральным браком, так же как царь Нума сочетался с близкой Диане Энарией в священном лесу.


"Мифы народов мира", мифологическая энциклопедия в двух томах, под ред. С.А. Токарева, М.: Советская энциклопедия, 1982; том II, стр. 380-384

Добавлено ок. 2006-2007 гг.


Комментарии посетителей

KLON

<--->    Из Киева

20 февраля 2012г. 17:21:42

блин мне надо миф о присхождении рима , а здесь его нету

Тиль

Ромул и Рем. Основание Рима.
Олежка, блин, из Киева, это что?

аноним

20 января 2012г. 16:44:35

нет ну я вас прошу дайте мне миф о возрождении мира древнего рима. почему на всех сайтах написано только определение что это такое, а не сами мифы.

Тиль

Ну вам и уроки задают.
Сам не нашёл в священном гугле...


Лучшее спасибо за предоставленный материал - ссылка на эту страницу с другого сайта:
<a href="http://ulenspiegel.od.ua/legendy-rima">Мифы Рима</a>
[url="http://ulenspiegel.od.ua/legendy-rima"]Мифы Рима[/url]

Назовитесь
желательно

Откуда вы

Ваш email
не публикуется

Код

просто капча

Ваш сайт

Сообщение


Обязательны к заполнению поля "сообщение" и "код"

Последние добавления:

  • Памятка солдату рашистской армии
    Памятка солдату рашистской армии

    Пересекая границу Украины с оружием в руках, помни: Твои действия абсолютно незаконны, являются нарушением законов РФ и международных соглашений, договоров и конвенций - ты БУДЕШЬ нести за них всю полноту ответственности. Ты - НИКТО, и звать тебя НИКАК: согласившись на снятие с себя всех знаков различия и принадлежности к армии своей страны, ты автоматически пополнил ряды "зеленых человечков"

  • А вот Америка...
    А вот Америка...

    Любимая фраза тупоголового ватного существа. А вот Америка тоже в Косово/Ирак/Афган/на Луну и Марс вторглась, никого при этом не спрашивая, наплевав на международное право. А вот Америка тоже врала когда бла-бла-бла. Да, вторглась, чё уж там. Врала о причинах вторжения, но не о факте. И вторгалась не раз. Но есть маленькая разница, ну как маленькая - большая...

  • «Если захочу, то могу взять Киев за две недели»
    «Если захочу, то могу взять Киев за две недели»

    1904 год. Русско-японская война. - Да мы этих макак узлом завяжем, все их ржавые железяки перетопим, в Токио войдем через месяц!!! 86 тысяч погибших, потопло и пленено два флота, погибла куча адмиралов, утерян Порт-Артур и половина Сахалина. 1914 год. Первая мировая война. - Да мы сейчас этих австрияков и германцев на штыки насадим! Через неделю будев в Вене, через две в Берлине!..

16 сентября 2014

у православных Память мученицы Домны девы и мученицы Василиссы Никомидийской

304 г. - умерла Евфимия Всехвальная, христианская великомученица

1498 г. - умер Томас Торквемада, первый великий инквизитор Испании

1982 г. - резня в лагерях беженцев Сабра и Шатила в Бейруте с попустительства министра обороны Израиля Ариэля Шарона: за 2 дня от рук ливанских христиан-фалангистов погибли, по разным сведениям, от 700 до 3500 ливанцев и палестинских беженцев

Мифы Рима

Древняя история римлян овеяна легендами. Самую широкую известность получила легенда об основателях Рима Ромуле и Реме. Её знал каждый ребёнок. Расскажем и мы несколько легенд этого народа, благодаря которому Европа приобщилась к эллинской культуре.

Раздел содержит произведения писателей Древнего Рима с элементами греческой и римской мифологий.

Случайный Афоризм

Церковь – единственный бизнес, который в плохие времена переживает пик конъюнктуры

Эйнджел Ч.

Случайный Анекдот

Играют Иисус Христос и Моисей в гольф. Очередь бить Христу. Ну, он примеряется и собирается бить через озерко к флажку. А тут ему Моисей и советует: - Возьми клюшку номер три, а не номер пять, Иисусе. - Нет,- отвечает Иисус,- я сам видел, как Мойше Рабинович бил из такого положения номером пять. И ударил. И загнал мяч в воду. Моисей по доброте душевной раздвинул воды, достал шарик и разрешил перебить. А Иисус опять третьим номером замахивается. - Так опять ничего не получится, Иисусе... - А вот Мойше бил именно так! Ну, естественно, мяч опять в воде. И пошел за ним Иисус по воде аки посуху. А тут как раз толпа свежих покойничков идет. Один и спрашивает Моисея: - Слышь, дядя, чего этот чувак по воде ходит. Он что, думает, что он Иисус Христос? - Нет,- отвечает Моисей,- он думает, что он - Мойше Рабинович!